Описание

Поводом стал инцидент в Болотнинском районе Новосибирской области, где члены местного кружка «Юнармии» под руководством учителя местной школы Сергея Космовского, устроили инсценированное нападение с имитацией оружейного боя на детский палаточный лагерь.

В совещании приняли участие: председатель Общественного совета Сергей Семенов, члены общественного совета Анна Игнатьева, Илья Кигель, Светлана Павлючик, Валентина Пель, Лариса Пискарева, Сергей Чернышов.
Сергей Чернышев в своем выступлении отметил, что «Общественный совет не может игнорировать столь резонансные события и должен включиться в разбор случившегося, поскольку сейчас органы власти пытаются представить ситуацию так, как будто бы этот инцидент был личной инициативой Сергея Космовского, а руководство района, местной Юнармии и вообще все как будто бы не знали о том, чем там они занимаются, - подчеркнул С. Чернышев. - Проще говоря, Сергея [Космовского] пытаются сделать крайним. Я не разделяю его взгляды вообще, и его поступок заслуживает жесткого осуждения, но полагаю, что свешивать на него всех собак тоже крайне несправедливо. Кроме того, официальные информанты всячески обходят и другие важные вопросы: что сейчас происходит с детьми, которые явно получили психологическую травму? Что сейчас делают местные органы власти и перестраивают ли они как-то взаимодействие с Юнармией и другими подобными организациями?». С.Чернышев также отметил, что «этот инцидент – повод инициировать экспертную дискуссию о системе организации патриотического воспитания в регионе в целом. Как организована эта работа? Как финансируется деятельность подобных кружков? Какой инструктаж и предварительную подготовку проходят руководители кружков? Какие приоритеты ставятся перед местными органами власти, и за что с них спрашивают?»
Илья Кигель согласился с тезисом о том, что большие вопросы вызывает содержание «обучения» в такого рода военно-патриотических кружках. Кроме того, он опасается, что уже начавшееся уголовное дело при том, что официальная позиция местных и региональных властей свелась к осуждению конкретного педагога, является важным прецедентом и может отбить желание работать с детьми у других активных людей. «Проще говоря, теперь никогда точно не знаешь, даже занимаясь военно-патриотическим воспитанием, не заведут ли на тебя уголовное дело за очередную акцию. Хорошо, мы поняли, что с автоматами на палаточный лагерь – нельзя. А на школьную линейку – можно? А на главную площадь в райцентр?» - отметил И. Кигель.
Член Общественного совета Лариса Пискарева, будучи действующим военнослужащим Вооруженных сил РФ, заметила, что «Юнармия вообще часто никак не контактирует со структурами министерства обороны. Нам ничего неизвестно об отношении устроившего инцидент педагога к вооруженным силам». Кроме того, она поставила вопрос о необходимости понять – «в чем собственно состоял патриотизм поступка, и как ответственные товарищи хотели оправдать случившееся военно-патриотическим воспитанием? Предложение привлекать реальных специалистов действующей армии, а не ряженных «патриотов» к деятельности Юнармии – для меня оказалось удивительным, абсурдным, но очевидно верным».
Светлана Павлючик подняла вопрос об обеспечении безопасности: «Сложно представить, что местные органы власти осознанно не хотели обеспечить безопасность и не проинформировали о деятельности палаточного лагеря правоохранительные органы. То есть, речь идет о необходимости системного информирования муниципалитетов и образовательных организаций, конкретных преподавателей о четком алгоритме действий в подобных ситуациях».
Валентина Пель отметила, что «случившееся явно показывает проблемы в межведомственном взаимодействии и разбалансированность системы патриотического воспитания в регионе, несмотря на то, что все необходимые регламенты и программы давно имеются».
Анна Игнатьева рассказала о том, что давно пытается поднять вопрос о системе организации патриотического воспитания в регионе, в том числе, о целесообразности подчинения Центра патриотического воспитания Министерству региональной политики, а также содержании и приоритетах патриотического воспитания в регионе: какие идеи мы закладываем? Чему и кто учит? Как проверяют и поддерживают квалификацию руководителей клубов, кружков, завучей?

По итогам совещания было принято несколько решений:
- обратиться в правоохранительные органы, аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, местные органы власти с просьбой проинформировать о текущем ходе разбирательства инцидента;
- совместно с Общественной палатой Новосибирской области организовать экспертный круглый стол о приоритетах патриотического воспитания в регионе;
- при необходимости инициировать общественную экспертизу инцидента.

Резюмируя, Сергей Чернышев отметил: "Эта история – хороший повод наконец публично поговорить о том, как работает система воспитания в целом. Полагаю, что детальный разбор системы на местах (без поиска крайних и навешивания ярлыков) на примере Болотнинского района даст возможность выявить наиболее острые проблемы системы. Это важно для того, чтобы минимизировать риски подобных молний в головах особо ответственных местных педагогов в дальнейшем».

Общественный совет
Общественный совет
Общественный совет
Общественный совет
Общественный совет
Общественный совет
Общественный совет
Общественный совет